На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Виртуализация как она есть

или 

Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе

Виртуализация как она есть

Виртуализация жизни подростков — реальность сегодняшнего дня

 

Мир меняется очень быстро и практически на наших с вами глазах. В течение всего лишь нескольких последних лет самое широкое распространение получил мобильный Интернет и интеллектуальные мобильные устройства связи — смартфоны и коммуникаторы. Рост мобильной аудитории в регионах составил почти 20% за прошедший год, а стоимость мобильного Интернета за тот же период снизилась в среднем на 60% (по данным статистики «Яндекс.Метрика»). Кроме того, увеличился парк домашних компьютеров, подключённых к Интернету по проводным технологиям и возросла скорость доступа к сети. Это привело к тому, что основные интересы подростков и школьников — самой подвижной и активной части пользователей высоких технологий — сместились в область дистанционного, виртуального взаимодействия и общения.

В самом деле: множество повседневных задач гораздо быстрее и удобнее стало решать дистанционно, чем при личных встречах. Это, к примеру, обмен фотографиями и музыкой, взаимопомощь в учебных вопросах, и конечно же, удовлетворение потребности в общении. Можно уверенно сказать, что наши дети находятся в первых рядах на пути освоения новых информационных технологий и здесь взрослым есть чему поучиться.

Однако, у таких инноваций есть и своя теневая сторона. Постоянное нахождение в виртуальном пространстве провоцирует снижение качества реального общения и взаимодействия с окружающими. Психофизическое развитие подростков также может искажаться под воздействием медийного контента, предназначенного для другой возрастной аудитории. Не говоря уже об известных проблемах со здоровьем — «кнопочной» моторике и излишней нагрузке на зрение.

 

Перспективы использования социальных ресурсов для образовательных целей

 

По словам классика, «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». И действительно, если судить по тому времени, которое подростки и школьники проводят в Интернете, то безусловными лидерами использования окажутся приложения для общения в режиме реального времени. Причём, если прежде чемпионами были программы-клиенты для обмена мгновенными сообщениями («аська», «джаббер» и прочие), то сейчас центр тяжести общих интересов подростков перемещается в социальные сети. Не случайно «Одноклассники», «ВКонтакте» и другие социальные ресурсы получили меткое общее название «убийцы времени».

Отсюда можно сделать простой вывод. Использование социальных ресурсов в качестве хорошо знакомой подросткам, удобной площадки для передачи информации, организации и координирования работ, может помочь педагогам эффективно вовлекать учащихся в совместные образовательные и исследовательские проекты. Технически несложно придавать таким онлайн-проектам игровые, соревновательные и другие мотивационные моменты, которые ещё больше повысят интерес подростков к участию в них.

Вот, навскидку, несколько вариантов возможных тем для совместных исследовательских и творческих проектов для реализации с использованием социальных интернет-ресурсов:

  • «История улицы Советской» - фотографии разных лет с комментариями, организованные в онлайн-альбом с общим доступом. Можно использовать любые бесплатные фотосервисы (Picasa, Flickr), либо функции фотоальбомов в социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, МирТесен, вКругуДрузей, Facebook и др.);

  • «Наш чемпионат» - прямой репортаж в реальном времени со школьных спортивных соревнований. Используется любой популярный сервис микроблогов с поддержкой публикации изображений, например Twitter;

  • «Выставка рецептов» - ряд иллюстрированных публикаций с кулинарными рецептами, с открытой возможностью оценки и комментирования каждого из них. Используется любой бесплатный блогосервис (LiveJournal, Blogger, WordPress) либо функция блога в тех же социальных сетях (Платформа МирТесен, Блоги Mail.ru, Блоги вКругуДрузей и др.);

  • «По следу оврага» - серия фотографий по ходу расположения одного из оврагов, находящихся в черте города, с размещением на фотогеосервисе с кратким их описанием и привязкой к конкретным географическим координатам на местности, например Panoramio;

  • «Поэт и мы» - серия коротких видеороликов-интервью с учащимися на тему из школьной программы, посвящённую творчеству известного поэта, с публикацией на любом видеосервисе (YouTube, RuTube, Vimeo и др.).

Мы видим, что приведённые примеры легко могут быть реализованы в ходе изучения предметов, даже на первый взгляд не имеющих прямого отношения к информационным технологиям — истории, физической культуры, трудового обучения, природоведения, литературы. Для предметов, которые находятся на стыке с информатикой, возможности по использованию соцсервисов в образовательном процессе ещё более широки.

Основная трудность при практической реализации учебных проектов с использованием информационных и коммуникационных технологий носит субъективный характер. Прежде всего, педагог сам должен владеть онлайн-инструментами на уровне, не худшем, чем учащиеся. В то же время общеизвестно, что лучше всего знания приобретаются и практические навыки образуются в процессе активной деятельности. А значит, совместные образовательные, исследовательские проекты — хорошая возможность для профессионального и личностного роста каждого педагога.

Сокращённый вариант статьи представлен для заочного участия во II межмуниципальной научно-практической конференции «ФГОС в учреждениях дополнительного образования детей: формирование универсальных образовательных действий (ФУОД)» 18-19 апреля 2012 г. Подготовлено с помощью OpenOffice.org Writer.

 

Картина дня

наверх