Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей "Станция юных техников"
г. Балашова
Россия, 412300 Саратовская область г. Балашов ул. Советская, 128 тел. 4-67-53, mousyt@mail.ru,
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ДОД
«Станция юных техников»
Горин А.А.
« » __________ 2013г.
«ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА ЗАНЯТИЯХ»
Педагог дополнительного образования:
Прохвостов Р.Е.
г. Балашов
«Основной закон детской природы можно выразить так:
дитя требует деятельности беспрестанно
и утомляется не деятельностью, а ее однообразием
и односторонностью»
К.Д. Ушинский
КАК НЕ УСТАТЬ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
При подготовке к занятиям важно продумать их структуру, какими видами деятельности займутся дети. На занятиях обучающиеся испытывают умственную нагрузку, поэтому быстрее утомляются, а значит, им необходима постоянная смена деятельности.
Приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, применение ИКТ не больше 15 минут и доброжелательная обстановка на занятие. Эти три условия помогают избежать усталости и не навредить детскому здоровью.
Говоря о сохранении здоровья, ученые делают акцент на создание благоприятного психологического климата. Что помогает создавать благоприятную обстановку на занятиях.
ФИЗМИНУТКИ НА ЗАНЯТИЯХ
Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала занятия.
Продолжительность 2-3 минуты.
Основные требования при составлении комплекса
физкультминуток:
- Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте, движение кистями (сжимание, разжимание, вращение).
- Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.
- Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.
- Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения занятия. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.
Вовремя контрольных и практических занятий физкультминутку не проводят.
Физкультминутки лучше всего систематизировать:
- Оздоровительно- гигиенические (5-11 классы)
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.
- Танцевальные (5-6 классы)
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
3.Физкультурно-спортивные (5-11 классы)
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
4.Подражательные(5-11 классы)
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т.д.: работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
6.Двигательно-речевые(5-6 классы)
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их. Стихи можно выводить через проектор на доску. Таким образом можно разнообразить запас учителя различными стихотворными заготовками, сведя к минимуму подготовку.
«Буратино»
Буратино потянулся.
(Сидя за партой, руки к плечам и опускание локтей.)
Раз – нагнулся. Два – нагнулся.
(наклоны к левой и правой ноге)
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
(руки в стороны, повороты направо, налево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(встают на носочки, руки вверх и медленно садятся за парты)
Повторить 2-3 раза
«Елочка»
Елочки зеленые на ветру качаются,
Низко наклоняются.
(плавные наклоны вправо, влево, вперед, назад)
Сколько елочек зеленых,
Столько сделайте наклонов.
(на доске 5 елочек, наклоны вперед)
Приседайте столько раз,
Сколько бабочек у нас.
(на доске 7 бабочек)
Сколько беленьких кружков,
Столько сделайте прыжков.
(на доске 10 кружков)
Повторить 2-3 раза
«Мы считаем»
Мы считали и устали,
(сидя, круговые движения плечами вперед, назад)
Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
И еще потопали, и дружней похлопали.
(2 хлопка над головой и 3 притопа)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
(приседания)
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.
(сидя, руки поднять верх и посмотреть на пальцы)
«Птицы на юг улетают»
Птицы на юг улетают –
(движение руками от себя)
Гуси, грачи, журавли.
(вращательные движения кистями)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
(движения руками)
7. Электронные (5-11 классы)
Созданные в виде презентаций с музыкой или без нее, универсальные или тематические, с элементами устного счета или несущие цели расслабления (снятия напряжения)